Энергетики решают кадровые вопросы в союзе с вузами
Меморандум о взаимном сотрудничестве по вопросам взаимного содействия в развитии подготовки инженерно-технических кадров, востребованных на производственных площадках страны, а также развития интеграции образования, науки и бизнеса подписали АО «АлЭС» и КазНИТУ им. К.И. Сатпаева.
Стороны называют главными целями партнёрства: продвижение и популяризацию образовательного и научного сообщества, совместную разработку образовательных программ, организацию стажировок, практик, а также предоставление преимущественного права выпускников вуза при приеме на работу в АО «АлЭС».
Вопрос подготовки технических кадров для реального сектора актуален для всех времен. Но в последнее время кадровый голод обострился настолько, что к этому вопросу неоднократно обращался глава государства, встречаясь как с молодежью, с представителями сферы образования, так и с капитанами бизнеса.
«В условиях стремительной научно-технической революции для устойчивого прогресса нам крайне важно обеспечить технологический суверенитет страны. Мы должны стать нацией инженеров, конструкторов, проектировщиков, агрономов, программистов», – считает Касым-Жомарт Токаев.
Обращаясь к бизнесу, промышленникам он рекомендовал обучать молодых людей из аулов, пригородов, призывал крупный брать шефство над колледжами, входить в попечительские советы, брать молодёжь на практику, оснащать учебные лаборатории и мастерские. По этому пути партнёрства с техническими вузами и колледжами не первый год идет и АО «АлЭС».
– Нам важно, чтобы грамотная, хорошо подготовленная молодежь шла в энергетику, на такие предприятия, как наше, – говорит Ерик Маширов, Председатель Правления АО «АлЭС». – Чтобы они, еще обучаясь в вузе, уже понимали специфику нашей профессии. Поэтому мы готовы к сотрудничеству с вузом и к совместному развитию образовательных программ. Сейчас в компании мы пересматриваем свои подходы по обучению и обучающим мероприятиям. Это связано не только со сменой поколений на наших станциях, – многие из наших ветеранов сейчас выходят на пенсию, – но и с большими планами на модернизацию производств АлЭС. И для этого требуются молодые технические кадры. Так, на ТЭЦ-2 уже началась модернизация, ведутся строительные работы. Станция кардинально меняет тип производства, переходя от угольной генерации к газовой. А это – новое оборудование, новые технологии. В связи с этим мы недавно побывали на заводе Аnsaldo Energia в Генуе. Здесь для ТЭЦ-3 уже начали собирать роторы. Это новое оборудование, для работы с которым нужны современные, обученные новым технологиям специалисты. Отмечу также, что наш основной акционер – АО «Самрук-Энерго» – договорился об открытии совместного производства с Аnsaldo Energia. Поэтому мы бы хотели открыть учебный центр совместно с заводом и учебным центром Аnsaldo Energia. Компания Siemens, чье оборудование у нас уже работает на станциях, тоже изъявила желание открыть обучающий центр. Поэтому мы будем привлекать специалистов как Siemens, так и Аnsaldo Energia, и рекомендовать им для сотрудничества университет им. Сатпаева.
В рамках посещения вуза, руководители АО «АлЭС» осмотрели «Лабораторию исследования электроэнергетических систем», «Лабораторию проектирования и монтаж электрических схем», симулятор землетрясений на мобильной платформе КазНИТУ и другие. Отмечая заинтересованность в кадрах для энергетики, Ерик Маширов подчеркнул готовность компании помочь с агитационными мероприятиями, направленными на привлечение молодых специалистов в отрасль.
Важность сотрудничества с производством для вуза подчеркнул председатель правления – ректор Казахского национального исследовательского технического университета имени К.И. Сатпаева Мейрам Бегентаев.
– Нам важно, чтобы наши студенты имели качественное образование. Поэтому мы приветствуем сотрудничество с вами и готовы предоставить лабораторную базу для исследований и поддержку в обучении, – сказал Мейрам Бегентаев. – Мы готовы учесть особенности и потребности вашей компании, чтобы обеспечить эффективное партнёрство. Например, для студентов, переходящих к нам из колледжа, мы можем облегчить процесс поступления, позволив им начать обучение на предварительных ступенях прямо сейчас, минимизируя простои в обучении. Мы также готовы предоставить возможности для дистанционного обучения, чтобы обеспечить удобство для ваших сотрудников. Наша цель – обеспечить вашим сотрудникам качественное образование и практические навыки, необходимые для успешной карьеры.
Также Мейрам Бегентаев предложил гибкие программы обучения по магистратуре и докторантуре, которые можно синхронизировать с производственной деятельностью компании. Так, в ходе переговоров обсуждалась возможность пре-докторантуры для тех, кто еще не владеет необходимыми навыками, а также альтернативные пути для обучения, включая зарубежные программы.
– Нам нужны продакшн-профессоры, профессоры-производственники, – добавил господин Бегентаев. – Вот, к примеру, вы знаете кандидатскую или докторскую работы Каныша Имантаевича Сатпаева? Никто не знает, потому что у него не было ни кандидатской, ни докторской – он производством занимался. Но он открыл Жезказганское месторождение и много других месторождений. И за это ему присвоили звание профессора-академика. Так же и здесь: если вы целые заводы построили, какой-то производственный процесс поставили, этого достаточно. Просто покажите, что это сделал, к примеру такой-то руководитель. Пусть у него нет языков или других академических познаний – нам все равно, главное – он производство знает.
Ректор особо обратил внимание на практические работы. Такие, как создание онлайн-курса лекций по производственному процессу. Это 10 узкоспециализированных лекций, ориентировочно, по 15-20 минут, по которым могут обучаться студенты профильного отделения.
– Именно за такие циклы производственникам дают звание продакшн- профессор. Это очень почетно и в Казахстане, и в мире, – подчеркнул ученый. – И у них есть право читать лекций. Поэтому мы приглашаем ваших специалистов периодически читать лекции. Здесь возраст, пол не важны – нам очень нужны производственники. Для университета важно, чтобы студенты получали качественные знания.
Ректор пообещал всестороннюю поддержку партнёрства в обучении, чтобы учебный процесс в сочетании с практикой не прерывался. Меморандум предусматривает ряд конкретных форматов сотрудничества. В том числе: участие в согласовании тематики курсовых, выпускных работ обучающихся и научных исследований Satbayev University, с учетом потребностей и возможностей предприятия; организацию семинаров, круглых столов, конференций; участие в Ярмарке вакансий вуза и АО «АлЭС»; проведение стажировок и производственной практики студентов/выпускников; организацию и открытие кафедр вуза на базе предприятия и многое другое.
Стороны уверены, что такой подход будет способствовать формированию профессионального ядра технических специалистов не только для предприятия, но и для всей страны.