АРТ-МОЗАИКА: о чем напомнил старый барельеф
Назад
22.05.2024

АРТ-МОЗАИКА: о чем напомнил старый барельеф

Алматинский энергокомплекс – один из старейших в республике. В 2025 году он отметит 90-летие с момента создания первого актива – Алматинской ТЭЦ-1 им. Б.Оразбаева. Наряду с производственными традициями здесь была заложена и начала формироваться собственная профессиональная культурная среда. Она и визуальная, и музыкальная, и социальная…

Это все – тоже история, к счастью, хранимая и обогащаемая каждым поколением энергетиков станции. Каждый из визуальных, архитектурных или дизайнерских артефактов несет печать времени и самым любознательным открывает свои секреты.

О некоторых из них – поведаем в нашей рубрике «Арт-мозаика».

Привычно обедая в столовой ТЭЦ-1 в настенной «компании» барельефных героев советской эпохи – виноградарки, рыболова, охотника, повара и других, на них уже мало кто обращает внимание. Они привычно на посту, создают настроение и словно желают приятного аппетита всем входящим. И это так.

«В нашей столовой барельефы представляет целостное панно, которое соответствует тематике этого помещения: женщина, собирающая виноград, мужчина-рыболов, охотник, повар, изображения кухонной утвари. Рисунки раскрывают саму систему культурных норм, традиций, привычек, связанных с кухней, – рассказывает Ламзар Машанло, начальник Цеха наладки и природоохранной деятельности. – Они находят свое отражение в способах добычи и приготовления пищи, ее подачи…»

Хотя ТЭЦ-1 – самая старшая в алматинском энергокомплексе, барельефы относятся к 60-70 годам прошлого века, когда пришла эпоха «делать жизнь красивее», а точнее – наступило время промышленной, производственной эстетики. В советскую моду вошли барельефы, горельефы, мозаика, витражи. Причем не сами по себе, а в соответствии, как тогда было принято, с директивными документами. Например, в 1962 году вышел один из таких документов – Постановления Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования».

К делу подошли серьезно и в целях реализации постановления, в первую очередь на крупных промышленных предприятиях, по всей стране стали вводиться должности художников-конструкторов, создаваться отделы научной организации труда и бюро технической эстетики. Их направления работы касались, как выпускаемой продукции, там и эстетики самих производств.

 

 

Соответственно, за это движение отвечали и работники местных исполкомов, и райкомов партии. Как следствие – появились украшенные лепниной остановки, барельефы, горельефы и мозаики на фасадах и внутри помещений промышленных предприятий, домой культуры, детских и медицинских учреждений. Конечно, не все работы можно было причислить к произведениям искусства. Но некоторые работы, сохранившиеся до нашего времени, став артефактами, обрели некоторую ценность. Они передают атмосферу и времени, и бытовавшей тогда производственной идеологии: они – ода человеку труда. А еще они свидетельствуют о старании, мастерстве, ответственности художников, скульпторов. В соответствии с традициями соцреализма их работы с огромной достоверностью передавали детали, пропорции, формы предметов, одухотворенность лиц людей.

«Я бы подчеркнул уникальность барельефов в столовой ТЭЦ-1, продолжает Максат Астаубаев, главный инженер станции – Уникальность их в том, что это – ручная работа, и в полной мере – эксклюзив. Редко где встретишь их точные копии. Это барельефы, по которым можно проследить историю и культуру нашего народа. И поэтому я думаю, что эти барельефы – актуальны, и вписываются в интерьер нашей столовой».

В последнее время внимание к этим работам эпохи развитого социализма возросло. И связано это с естественным желанием сохранить фрагменты той эпохи для новых поколений. Может быть даже не в силу их культурной ценности, а в большей степени – ценности исторической. Безусловно, с точки зрения искусствоведов, эти работы, «лепившиеся массово, на каждом шагу» порой подпадали под определение «ширпотреба или китча», но оставшиеся в единичных экземплярах, они заставили пересмотреть их оценку.

Примечательно, что в числе первых, кто занялся поиском таких артефактов в Алматы стал… калифорниец, выпускник Стенфордского университета Дэнис Кин. Его специализация – Россия, Восточная Европа и Евразия, с фокусом на Казахстан. О нем несколько лет назад много писали казахстанские СМИ. Он провёл инвентаризацию таких объектов в Алматы, создал сайт с их фотографиями и картой города. В своём проекте Monumental Almaty он делился своими фото интересных мозаик, росписей, витражей, барельефов. Он также обращался к городским властям по поводу их сохранения, и даже провел презентацию в галерее «Artmeken. Территория искусства».

Как писали тогда СМИ, Дэнису удалось сфотографировать и описать более 150 работ, из которых 106 ещё существуют, 44 были утрачены. И около 10 объектов было восстановлено. Причем он сам также принимал участие в восстановлении некоторых из них вместе с алматинскими энтузиастами-любителями истории города. Например, в реставрации барельефа, находящегося во дворах, близ пересечения алматинских улиц им. Сатпаева и им. Жарокова.

В фотоколлекции Дэниса точно нет барельефа из столовой ТЭЦ-1. Но от этого исторический арт-объект энергетиков не менее ценен. Сохраненный и бережно реставрируемый он приобретает еще большее значение и для станции, и для города. Не только как объект массового искусства эпохи соцреализма, но и как объект, имеющий ценность эстафеты поколений. Такой же, как сохраняемые во многих семьях ценности: часы дедушки, кольцо прабабушки, молитвенник или коран на арабском далеких предков. Все то, что позволяет нам, оставаться наследниками, хранителями духовных ценностей, а не людьми, не помнящими родства…