160 часов с профи
В АО «АлЭС» завершился курс дуального обучения молодых турбинистов и котельщиков. Две группы студентов прошли производственную практику в АО «АлЭС».
В компании проводят два учебных курса в рамках проекта по дуальному обучению – «Подготовка рабочих по профессии «Машинист-обходчик по турбинному оборудованию» и «Обучения персонала по профессии «Машинист-обходчик по котельному оборудованию». На каждый из курсов отводилось по 160 часов. В общей сложности обучение прошли 22 будущих энергетика и молодых специалиста АО. Многие из них – это молодая смена компании.
Напомни, что весной компания «АлЭС» подписала меморандумы о сотрудничестве с КазНУ имени аль-Фараби», КазНИТУ имени К.И. Сатпаева и другими профильными учебными заведениями по вопросам взаимного содействия в развитии подготовки национальных инженерно-технических кадров, развития интеграции образования, науки и бизнеса. В рамках этого партнёрства предусмотрено и дуальное обучение. Одним из первых вузов активно начал внедрять подготовку специалистов по немецкой системе дуального образования – НАО «АУЭС им. Г. Даукеева». С 2018 года на базе ТЭЦ-1 им. Б.Оразбаева и отдела подготовки персонала АО «АлЭС» прошли производственную практику – 166 студентов.
Обучение в цехах шло не просто в режиме реального времени, но и в режиме решения реальных проблем, в том числе связанных с ремонтными работами в рамках подготовки к будущему отопительному сезоны. И хотя это была обучающая стажировка, весь обучающий процесс и все действия были не «показательными», а обусловленными текущими задачами.
Например, в курс для машинистов-обходчиков по котельному оборудованию были включены такие темы, как правила обеспечения промышленной безопасности; эксплуатационные режимы и показатели работы котлов; снятие размеров с деталей и нанесение размеров на эскиз; чтение схем вспомогательного оборудования паровых и водогрейных котлов.
Несколько занятий были посвящены материаловедению, большой блок занятий был отведен теме «Водоподготовка и водно-химический режим». Стажеры изучали охладительные устройства электростанции при обратной системе водоснабжения: пруды – охладители, брызгальные бассейны и градирни; продувку и восполнение потерь воды в брызгальных бассейнах и градирнях; работу воды в цикле конденсатор – градирня или брызгальный бассейн, или пруды.
Они изучали методы борьбы с кислородной коррозией, термическую, вакуумную и другие методы деаэрация. В программу был включен блок «Основы электротехники», также на повестке дня была классификация видов топлива, классификация котельных агрегатов и многие другие узкопрофессиональные темы. Ребята прошли весь производственный процесс, включая вопросы безопасности труда и успешно сдали экзамены.
Алтынбек Досжан, студент 3 курса кафедры «Теплоэнергетика» Алматинского университета энергетики и связи проходил практику в котельном цехе ТЭЦ-1 имени Б.Оразбаева. На станции он впервые, и признается, что был впечатлён и цехом, и самим котлом.
– Он оказался очень большим, что впечатлило. Мы увидели много других цехов, везде оказалось чисто, – делится своими впечатлениями Алтынбек. – Здесь очень хорошие люди. С нами занимался машинист котельного цеха – очень позитивный человек Жанат-аға. Он все рассказывал, показывал, доходчиво объяснял. Я бы хотел после того, как окончу университет, работать на ТЭЦ-1, здесь учиться, набираться практического опыта.
В котельном цехе ТЭЦ-1 проходил дуальное обучение и Алмас Мұқас – также студент Алматинского университета энергетики и связи.
– В университете нас учили теоретической части: что такое котел, что такое мельница. А сейчас мы видим их своими глазами, нам все доходчиво объясняют, что и как работает, – рассказывает Алмас. – Мне интересен весь процесс, функции оборудования, его потенциал. Сейчас на станции ремонт, но все равно, увидеть это вживую было классно.
У Алмаса брат – энергетик, но прийти на практику в АлЭС посоветовал отец. А цех он выбрал сам, говорит, что и в турбинный цех тоже можно было пойти, но ему интереснее работа в котельном цехе.
– Самое интересное было, когда мы поднялись к барабану котла, где половина его объема – пар, а половина – вода. Сам процесс работы был очень интересным, я наблюдал, как все четко контролировалось. Станция очень интересная, но по окончании вуза я вернусь на родину – в Атырау. Там тоже есть ТЭЦ, и там тоже нужны специалисты. После окончания университета я хотел бы работать там!
Не менее сложным был и курс для турбинистов. Занятия начались с актуальной темы – предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, действия персонала при ЧС. Стажеры также изучали технологический цикл тепловой электростанции, практиковались читать чертежи и схемы, сами делали чертежи и эскизы. Они штудировали на практике основы электротехники, запоминали, какими бывают основные неполадки в электродвигателях, знакомились с работой контрольно-измерительных приборов и схем автоматического регулирования технологических процессов.
В курс были включены вопросы водоснабжения и водоподготовки, материаловедение, термодинамика, работа турбины в переменных режимах. Стажеры учились включать защитные блокировочные устройства и сигнализацию, останавливать и отключать насос, электродвигатель. И на этом курсе часть времени была уделена вопросам безопасной работы на производстве. Но примечательно, что это направление энергетики выбрали многие … девушки.
«Когда мы пришли на станции, нас спросили неужели здесь у вас девочки? – смеясь, рассказывает Жанель Мухитдинова, студентка третьего курса по специальности «Энергоаудит и энергоменеджмент» того же вуза. – Сразу стало даже немного обидно: ведь мы же тоже можем хорошо работать! У нас был выбор, выбрать котельный или турбинный цех. Я выбрала турбинный. Мне кажется, он интересней. Хотелось в реальной жизни увидеть все своими глазами. Я ожидала увидеть здесь совсем большие турбины, но они оказались не такими большими. Думала, здесь будут работать одни мужчины, но на станции в турбинном цехе работают и женщины. А еще меня поразила большая зеленая территория станции …».
В оценке практики на АО «АлЭС» и обустройства его производственных объектов с ней согласна и Назым Бисахан, третьекурсница, изучающая в Алматинском университета энергетики и связи энергоаудит и энергоменеджмент.
– На 3 курсе мы детально изучали турбины. У нас был хороший преподаватель, интересно рассказывал о турбинах. Потому хотелось своими глазами посмотреть их в работе. Сейчас на станции – ремонтная компания, поэтому при монтаже мы смогли увидеть почти все детали оборудования. Я раньше думала, почему КПД турбины не очень высокое, но увидев сложное строение турбины, все поняла. Я поняла также, что производить тепловую и электрическую энергию не так легко. Это сложный процесс, но очень интересный. Нам здесь повезло с преподавателем, который все нам детально объяснял и показывал. Очень понравился отзывчивый персонал станции.
Активное освоение девушками различных специальностей электроэнергетики стало современным трендом. Так, студент 3 курса кафедры «Теплоэнергетика» Алматинского университета энергетики и связи Еділ Бердиев учится в группе, где из 12 человек пятеро – девушки.
Он воспринимает это спокойно, но, не обижая прекрасных сокурсниц, считает, что мужская и женская работа на производстве отличаются все-таки тем, что мужская работа, требует больше силы. Например, чтобы открывать/закрывать все задвижки, подниматься/спускаться на котел. А еще из-за высокой температуры внутри помещения девушки не всегда выдерживают, – думает он. – Но не видит проблем в том, чтобы работать в женском коллективе на производстве. И хотя он еще не определился с конкретным местом работы, говорит, что готов поработать в АО «АлЭС».
По окончании курса все стажеры сдали экзамены. Ну а энергетики присмотрелись к тем, с кем, возможно, вскоре придется вместе работать и полагаться в любой ситуации на их знания, опыт, коммуникабельность, способность к коллективной работе.