Новый Экологический Кодекс Казахстана: принципы, изменения, нововведения

В предыдущем выпуске рубрики «Человек. Общество. Природа» мы рассмотрели систему экологической безопасности, в этом выпуске начинаем знакомиться с основными принципами, на основе которых разрабатывается новый Экологический Кодекс Республики Казахстан.

В рамках реализации послания главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года Министерство энергетики РК приступило к разработке Экологического кодекса(далее - Кодекс) в новой редакции.

Особое внимание в проекте Кодекса будет уделено раскрытию и применению старейшего из принципов не только экологического регулирования, но и государственной и международной политики в области охраны окружающей среды в целом, - принципа «загрязнитель платит».

В подавляющем большинстве стран мира данный принцип признается как общий принцип экологического права, и он реализуется на национальном, региональном и международном уровне.

В первые этот принцип официально упомянут еще в 1972 году и основная его функция – распределение затрат на мероприятия по предотвращению и контролю. То есть, загрязнитель должен нести расходы по выполнению мероприятий, предписанных государственными органами для обеспечения приемлемого состояния окружающей среды. Этот принцип также изложен под №16 в Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г). Являясь страной, присоединившейся к Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, Республика Казахстан приняла на себя обязательство следовать заложенным в декларации принципам.

В существующем законодательстве Республики Казахстан принцип «загрязнитель платит» применяется весьма ограниченно и не всегда в соответствии с интерпретацией данного принципа на международном уровне. Фактически, реализация данного принципа в Казахстане сводится только к взиманию платы за эмиссии и взысканию ущерба, причиненного окружающей среде. При этом средства, поступающие в бюджет в виде платы за эмиссии и компенсации за ущерб, не имеют целевого назначения и в большей степени не расходуются на решение экологических вопросов, в результате чего цели, на достижение которых направлен принцип «загрязнитель платит» (предотвращение, сокращение и контроль загрязнений), не достигаются.

Сегодня принцип «загрязнитель платит» во всем мире воспринимается гораздо шире, как всеобъемлющий принцип экологической ответственности в целом. Помимо несения загрязнителем издержек на предотвращение и контроль загрязнений, он покрывает также и его юридическую обязанность устранить ущерб, причиненный окружающей среде.

Превентивная функция данного принципа основывается на допущении, что загрязнитель будет сокращать объемы загрязнения, как только расходы, которые он вынужден нести в связи с загрязнением (налоги, штрафы, возмещение ущерба и другие), станут выше, чем выгоды от продолжения такого загрязнения и непринятия мер по их сокращению. Учитывая то, что расходы на профилактические меры также несет сам потенциальный загрязнитель, он получает стимул снижать риски и инвестировать в надлежащую программу управления рисками.

Также, в свете существующего на сегодня широкого трактования принципа «загрязнитель платит», к загрязнителям относятся не только лица, фактически наносящие вред окружающей среде, но также и те, кто только создает риск для окружающей среды в условиях, когда загрязнений (пока) не произошло (например, компании, занимающиеся производством и распространением потенциально вредной продукции).

Загрязнителем в определенных ситуациях является и конечный потребитель продукции, и в таком случае загрязнитель «платит» косвенно, оплачивая расходы на предотвращение и контроль загрязнений в составе цены продукции. Для увеличения экологической ответственности потребителя многие страны взимают экологический «налог на продукцию»: например, в Германии (с 1999 года) и в Чехии (с 2008) года взимаются налоги на газ, ископаемое твердое топливо, электрическую энергию; в Японии (с 2000 г.) взимаются налоги на нефть, нефтепродукты, газ, уголь, дизельное и авиационное топливо, электроэнергию.

Основная цель подобных налогов – не пополнение бюджета, а изменение потребительского поведения, перехода на более экологичную продукцию и ожидаемый позитивный эффект для состояния окружающей среды. При этом все собираемые «экологические налоги» направляются исключительно на финансирование охраны окружающей среды.